Поиск по этому блогу

четверг, 24 марта 2016 г.

Десять пунктов реформирования системы школьного образования от Андрея Григорьева

...Так с чего надо начинать изменения? Правильно, с реформы Министерства образования и законов, поскольку рыба гниёт с головы

 ...Во-первых, надо прекратить бесконечно и бездумно наезжать на учителей. Учителя, к сожалению, поставлены в наши дни в такие условия, что от них мало что зависит. Нет, конечно, они могут выходить на площадь и требовать, но мы с вами, будучи людьми взрослыми и разумными, понимаем абсурдность этих требований в наших условиях. Однако менять отношения к учителю необходимо, и это в силах СМИ. Нужно перестать писать, что всё «гуано», что школы забиты «скучными тётками» и делать учителя крайним во всей сложившейся ситуации. Хотя бы потому, что учитель ограничен такой вещью, как школьная программа и почасовой план. На учителе, помимо преподавания, висит масса других, никому не нужных обязательств, которые не только отвлекают его от процесса преподавания, но (не побоюсь этого слова) мешают ему делать уроки интересными. При такой нагрузке учитель просто не в состоянии всегда соответствовать...

Вот здесь и может пригодиться «рупор», который доступен KYKY, другим подобным сайтам, нашим активным блогерам. Бесспорно, протестовать против несанкционированных парковок тоже хорошо и похвально, как и рассказывать о качестве бургеров в ресторанах города. Но уж если вам дана возможность оказывать влияние на умы, то почему вы не хотите привлечь внимание к действительно важным темам? Только потому, что парковки и бургеры лежат на поверхности, и потому, что погавкать в сторону бесправного учителя намного безопаснее? По крайней мере, битой по голове не получишь.

Во-вторых, нужно принять и согласиться с тем, что ноги растут из семьи. Что за хамство своих детей и их нежелание учиться должны отвечать родители и дети. И перестать навешивать всё на школу. В конце концов, если сами не справляетесь – идите к специалистам. Есть психологи и психотерапевты, коучи и иные гуру, способные растолковать вам, что при длительности занятия в сорок пять минут и тридцати человеках в классе учитель физически не может уделить вашему гениальному чаду более одной минуты лично. И это при условии, что все остальные будут заняты делом, а не воспользуются минуткой, чтобы потупить в телефон, или ещё хуже – постоять на голове. Школа не должна отвечать за пробелы воспитания и домашней подготовки.

В-третьих, пора, наконец, признать и принять на законодательном уровне, что образование может быть бесплатным максимум до девятого класса. После этого – извольте платить, либо идите работать. Исключение – для действительно одарённых детей. Перестаньте пачками скупать квартиры и машины, и вкладывайте деньги в ваше будущее – в детей. Поверьте, они оценят это намного больше. Два последних класса должны полностью быть ориентированы на поступление в ВУЗ, и количество изучаемых каждым учеником предметов должно ограничиваться количеством предполагаемых тестов ЦТ (например, если ученик сдаёт три теста – он изучает три соответствующих предмета). Высшее образование должно быть исключительно платным.

В-четвёртых, после реформы Министерства образования, откуда метлой необходимо изгнать всех некомпетентных работников, нужно привлечь лучших методистов для переработки программ с целью их освобождения от всего лишнего. Школа – первый этап в обучении «добывать» знания самостоятельно и выработки навыка брать ответственность за этот процесс на себя. Миссия учителя – быть проводником и помощником, а не контролирующей и карающей силой. В той же Англии никто с вами не будет возиться. Вам дали, а дальше: хотите – берите, хотите – нет, дело ваше. И, между прочим, за это родители с радостью платят школам ежегодно стоимость однушки в Минске.

В-пятых, образование должно быть максимально практичным. Литература, физика, химия и иже с ними должны на 90% состоять из практики. Лабораторные, сочинения, творческие задания, презентации, посещение музеев и выставок, интегрированные уроки и т.д. Теория даётся в форме лекций, доучивается самостоятельно дома и проверяется теми же тестами.

В-шестых, необходимо кардинальным образом пересмотреть весь процесс набора будущих преподавателей в вузы. Об этом можно писать и говорить бесконечно, но то, как это делается сейчас – не просто из рук вон, а отвратительно. В конечном итоге, ошибки учителей не так заметны, как, скажем, ошибки врачей, но обходятся обществу намного дороже.

В-седьмых, необходимо законодательно ввести институт частных школ и первое время поддерживать их на государственном уровне (но не финансово, а с правовой точки зрения и точки зрения налогов). Попытка Анны Трубачёвой, завершившаяся провалом – довольно показательная иллюстрация. Можете почитать на том же KYKY.

В-восьмых – законодательно ввести штрафы и иные санкции, вплоть до отчисления, за оскорбление учителя учеником. Для этого оборудовать классы системой видео и аудио наблюдения. Почему за оскорбление продавца в магазине у нас предусмотрена ответственность, а за оскорбление учителя хорошо, если погрозят пальцем? Тут уместно будет добавить, что в просвещённой Великобритании учитель имел право надавать ученику по мягкому месту ротанговой тростью (cane), если поведение не соответствовало. Думаете, это пережитки прошлого? Так вот, мои дорогие, учителей лишили этого права в Англии и Уэльсе только в 1999-м, в 2000-м – в Шотландии, и (!) в 2003-м в Северной Ирландии. И это (ещё раз!) в частных школах, за которые родители платят деньги. В государственных это произошло в 1987 году.


В-девятых, избавить учителя от всех дополнительных обязательств, не имеющих отношения к преподаванию. Учитель должен быть учителем, и точка.


В-десятых, свести вмешательство государства в образовательный процесс до минимума, то есть практически к нулю. И все возможные изменения в программах проводить не с 1 по 11 классы, а исключительно с 1-го. Все остальные доучиваются по тем программам, по которым начинали.

Кажется всё. Вы скажете – размечтался. Возможно. Но это до тех пор, пока люди, имеющие доступ к общественному мнению, будут бороться за парковки, качество гамбургеров и поливать учителя, делая его крайним во всех бедах, зарабатывая лайки и увеличивая количество своих подписчиков сомнительными скандальными текстами.

Напоследок расскажу одну историю. Как-то, в классе пятом-шестом, я взбрыкнул на занятии по белорусскому языку и наговорил дерзостей преподавателю. Честно говоря, глядя назад, я понимаю, что был прав, а он – нет, и что негодование моё было вполне справедливым. Так вот, мои родители, выслушав все мои объяснения, не разговаривали со мной две недели и заставили извиниться перед учителем. По той простой причине, что учитель в классе – непререкаемый авторитет. И это не вопрос его компетенции и профессионализма, а вопрос обыкновенного воспитания. Теперь мне стыдно вспоминать о том поступке. Справедливости ради хочу заметить, что я за право родителей и учеников выбирать или поменять учителя, если их что-то не устраивает. Кстати, это был бы хороший способ показать, что, видимо, это не его призвание.

Конечно, не все дети так плохи, и не все учителя так хороши. И этими постами я никого не защищаю и не оправдываю. Я согласен, что, как и везде, в школе всегда присутствовали и присутствуют люди, которые находятся не на своём месте. Но не кажется ли вам, что в этом вечном противостоянии нашей с вами вины больше, чем их?

Комментариев нет:

Отправить комментарий